Литературная кладовая.

3 мая 2016 г. Просмотров: 726
Суть Евангелия

С какими мерками ни подходить к Библии, это совершенно уникальная книга. Рассматривая ее как литературное произведение, нельзя не восторгаться богатством и красотой ее языка, многообразием жанров и литературных форм.

kot-na-knizhnoj-polke-1-215x172.jpgНи одно другое произведение не содержит в себе столь много разнообразных жанров: поэзия, исторические хроники, своды законов, пророчества, послания. Все они были написаны в период примерно с 1650 г. до н.э. до конца I в. н.э. Вопреки глубочайшим переменам за это длительное время во всех областях жизни, они не только не противоречат друг другу, но связаны между собой очень гармонично и непринужденно. С трудом верится, что в числе писавших Библию были люди самого разного социального и интеллектуального уровня: цари и пастухи, рыбаки и вельможи, священники и ремесленники - всего более 40 человек. Кто - то писал, находясь в царском дворце, кто-то - в темнице, другие - скитаясь по пустыне, но всех их объединяла одна мысль - показать величие Бога в жизни человека.

Вникая глубже в эту «кладовую», невольно обращается внимание на огромное богатство литературных приемов, встречающихся в ней. Но прежде чем познакомиться с ними поближе, хочется отметить, что в отличие от других произведений античного мира, Библия не преследует чисто эстетических целей. Ее главная цель- открыть Бога человеку. Следовательно, изобразительные приемы играют здесь служебную роль. Именно поэтому нередко библейские книги начинаются без вступления. В них отсутствует четкая географическая и хронологическая локализация, законченность характеров героев.

Несмотря на разнородность библейских книг, они характеризуются сходными литературными приемами, проходящими через всю Библию от Бытия до Откровения. Установлено, что поэтический текст, к примеру, занимает больше половины всего объема Библии (отдельные части Пятикнижия, книги Премудрости, почти все Пророческие книги). Хотелось бы подробнее рассмотреть некоторые изобразительные средства, встречающиеся в Библии.

АКРОСТИХ - поэтический прием, при котором первые буквы каждой строки, соединенные вместе, образуют самостоятельное целое. Акростих служит мнемоническим целям (запоминание наизусть) и встречается в псалмах 118, 11 и книге Плач Иеремии, где употреблен алфавитный акростих.

ИДИОМЫ - непереводимые или труднопереводимые слова и словосочетания, свойственные какому-то одному языку. При буквальном переводе идиомы теряют свой смысл, поэтому требуют перефразировки. Так, например, выражение «приложиться к народу своему» означает умереть (например, «и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему», Быт.25:8), «ходить пред Богом» - благочестиво жить («И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его», Быт. 5:24), а слово «познать» чаще связано не с деятельностью разума, а с понятием любовь или обладание.

Все Священное Писание пронизано иносказаниями, многие из них переходят из одной книги в другую. Так, иносказательное изображение народа Божьего в виде виноградника в книге Исаии главе 5 находит развитие в притчах Христовых о виноградарях («Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой», Мтф. 20:1). Нередко Иерусалим предстает в виде женщины, например в Ис. 1:8(«И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город»).

МЕТАФОРА - употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений по цвету, форме, назначению или положению во времени и пространстве. Метафоры особенно необходимы, когда речь идет о тайне Божества, потому что эта тайна может быть выражена только метафорическим образом. Цель метафоры в Библии - описать запредельное путем сравнения, например, Бог сравнивается со светом («Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», 1Ин 1:5), огнем («Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов, как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его», Ам. 5:6) и др.

МЕТОНИМИЯ - прием, когда целое называется его частью. К примеру, в повседневной жизни мы часто используем этот прием в таких выражениях, как « в семье 5 ртов», « в стаде 20 голов» и т.п. В Библии гора Сион (один из холмов Иерусалима) отождествляется с самим городом или даже со всем Израилем; имя Моисей означает Закон и др.

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух явлений с целью пояснить одно из них при помощи другого. Книга Притчей изобилует сравнениями:

• Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны (25:25);

• Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный (24:33-34);

• Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому (26:1);

• Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (15:16).

И последний прием, о котором хочется сказать - ЭПИТЕТ. Это художественное определение, поясняющее, характеризующее какое-либо понятие, образное определение предмета или явления. В Библии очень много эпитетов, которые стали постоянными и сейчас употребляются в повседневной речи, такие как Царство Небесное, озеро огненное, чистые очи, живая вода и множество других, например:

• Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Иоанна 4:10);

• И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. (Матфея 18:3);

• И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр.20:15).

Библия и сегодня является самой читаемой книгой в мире, она переведена на 2300 языков и диалектов из 6809 существующих на планете. Во всех отношениях она является уникальным произведением, но самая главная ее особенность- то, что читатель может, спустя века от ее написания, во время чтения слышать голос ее Автора.

Яна СОЛДЫШЕВА

член церкви ХВЕ,

преподаватель иностранного языка.